XXXI Цветаевский фестиваль поэзии

- Вот за что я люблю Андрея Коровина, что чужие стихи он любит больше, чем свои, – пошутил под занавес фестиваля директор музея Цветаевых Л.К. Готгельф. – Если бы у него была возможность, он бы зацеловал всех. Давайте будем любить друг друга, как Коровин любит человечество.
Напомню, что Андрей Коровин – поэт из Москвы, журналист, организатор международных литературных фестивалей и литературных проектов, седьмой год ведет в Александрове вечера поэзии, привозя с собой самобытных поэтов и музыкантов. А в этом году он завершил фестиваль своей собственной программой «Музыка со смыслом». Читал и свои стихи, но больше стихи малоизвестных, незаслуженно забытых поэтов, которых он возвращает из небытия. Выступал не один, а в творческом дуэте с известным музыкантом Александром Александровым, которого в музыкальной среде знают как Фагота, поскольку лучше его, говорят, никто на фаготе не играет. Это была полумистическая, несколько эпатажная импровизация двух неординарных личностей. Достаточно, наверное, сказать, что дуэт называется «Коровин и Фагот».
А накануне Андрей Коровин, как всегда, вел вечер поэзии. Ожидали в гости больше 20 поэтов, но доехали не все. Зато присутствующие имели возможность от души пообщаться со зрителями. Открыл вечер наш земляк Владимир Коваленко. Открыл посвященным Марине Цветаевой стихотворением, которое впервые прозвучало на вечере поэзии тридцать лет назад.
Вечер поэзии интересен тем, что в нем принимают участие поэты разных поколений. Любопытно присутствовать на встрече позавчерашнего, вчерашнего, сегодняшнего и даже, может, завтрашнего дня. Приятно видеть молодых талантливых людей. Новые для нас имена – Е. Иванова-Верховская из Москвы, лауреат премии А. Ахматовой; Е. Касьяненко из города Подольска; Т. Перцева, приехавшая из Финляндии. Т. Перцева и бывавшая уже у нас московская поэтесса Е. Доброва устроили для зрителей, по их же выражению, некий поэтический «пинг-понг». Эстетика абсолютно новая, современная, но впечатляет. Потому что талантливо.
Вообще, в который раз убедилась, что у таланта нет национальности. Он свыше, оттуда, существует вне времени и пространства, разве что форма подачи меняется. А еще убедилась, что наш фестиваль люди дарят друг другу как некую драгоценность. Побывав однажды, приезжают еще и еще, привозя с собой друзей, чтобы поделиться счастьем обладания. Вот такая замечательная «круговая порука» любви, если перефразировать известную строчку о «круговой поруке добра». Причем это относится ко всем: и к поэтам, и к артистам, и к участникам Цветаевского семинара, без которого фестиваль невозможно представить, поскольку это его ядро.
По сложившейся за многие годы традиции на семинар собрались музейщики – из Москвы, Болшево, Иванова, Елабуги. Сотрудник Московского Дома-музея Марины Цветаевой Л.М. Шейн, как всегда, рассказала о новинках литературы в цветаеведении. Сотрудник этого же музея Т.Н. Жуковская, внучка А. Герцык, представила новую книгу о семье Лубны-Герцык. Очень интересным и содержательным было выступление нового директора Цветаевского музейного комплекса из Елабуги Р.Р. Брусковой, которая приехала к нам впервые.
Наш музей представил на семинаре новый буклет «Музей-метафора» и небольшой видеофильм о музее. Была также открыта новая экспозиция, посвященная известному детскому писателю А.И. Мусатову. Как известно, Дом-музей писателя находится в деревне Лизуново. Несколько лет назад он стал филиалом Цветаевского музея, сотрудники которого разработали музейную программу «По молочным рекам Владимирской области». Экскурсионная программа включает посещение деревни Лизуново (славящейся не только музеем писателя, но и народным хором, а также вкуснейшими молочными продуктами), села Гагино, в котором венчался Ф. Шаляпин, и святого источника Сергия Радонежского Гремячий ключ. На семинаре выступила сотрудница лизуновского музея А.К. Степаненко.
Большой радостью для александровцев стала очередная встреча с О.А. Трухачевой – внучкой Анастасии Ивановны Цветаевой. Ольга Андреевна подарила Цветаевскому музею бабушкины самовар и тетрадь с записями рецептов народной медицины. Замечательно и то, что к нам впервые приехал праправнук Анастасии Ивановны – четырехлетний Дениска. Кстати, в таком же возрасте был и его папа Андрей, когда впервые приехал на фестиваль в Александров.
Художественная часть фестиваля была просто блистательной. Было представлено три программы: концерт солистов Большого театра, моноспектакль «Я любовь узнаю по боли…» актрисы из Израиля Анны Гланц-Маргулис и концерт-приключение «Senza fine» («Без конца») артистов и музыкантов из Италии и России, исполнявших итальянскую музыку 60-х годов прошлого века.
По традиции, открылся Цветаевский фестиваль концертом солистов Большого театра. Состоялась встреча двух фестивалей: XVII-ые «Александровские сезоны Большого театра» и XXXI-ый Цветаевский. Такое драгоценное приношение Большого театра нашему фестивалю происходит каждый год и всегда воспринимается как чудо. Прямо по пословице, когда Гора идет к Магомету. Выступали ведущие солисты Большого театра, лауреаты международных конкурсов Оксана Горчаковская (сопрано) и Михаил Дьяков (баритон). Аккомпанировала Заслуженная артистка России Евгения Чеглакова. Вела концерт ставшая нам просто родной Валентина Вахрушева, которой самой впору уже вручать ту самую народную премию «Признание», учрежденную в Александрове для любимых исполнителей. Обладательница такой премии, Оксана Горчаковская, вдохновенно исполняла арии из опер Н. Римского-Корсакова, Г. Доницетти, Ш. Гуно, Дж. Верди, романсы П. Чайковского. Полюбился зрителям и Михаил Дьяков – думается, еще один обладатель в будущем нашей премии «Признание». Он прекрасно исполнил арии Онегина (П. Чайковский), Демона (А.Рубинштейн), Алеко (С. Рахманинов), а когда Оксана Горчаковская и Михаил Дьяков дуэтом представили сцены из оперы «Травиата» (Дж. Верди) и «Дон Жуан» (В. Моцарт), зал просто стонал от восторга. Артистам рукоплескали и засыпали их цветами.
Солисты Большого театра задали фестивалю такую высокую планку, что казалось, достичь ее будет невозможно. Однако следующие выступления были на таком же высоком профессиональном уровне. К нам впервые приехала актриса из Израиля Анна Гланц-Маргулис. Накануне она выступала с моноспектаклем «Я любовь узнаю по боли…» в Болшево на Цветаевском костре.
Анна приехала в Израиль из Москвы в 1991 году. Окончила театральное училище в Тель-Авиве. Работает в театре «Лестница», а также в репертуарном театре города Ашкелон. Театральная композиция «Я любовь узнаю по боли…» приурочена к 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой и рассказывает о любви в жизни Поэта. В спектакле звучит музыка Златы Раздолиной.
Но был ли это спектакль? Для меня это была часть прожитой совместно с актрисой жизни. Это было какое-то взаимопроникновение душ. Это было полное погружение в другую душу, полное сопереживание. Это было «соприкосновение крылами». Час пролетел даже не на одном, а на едином дыхании. Спасибо Анне за это чудо.
Казалось – выше не бывает. Но зрителей ждало еще одно чудо. Вернее, «приключение», как назвали свой концерт сами артисты. По закону той самой «круговой поруки добра» и любви обожаемые нами Елена Фролова и Лада Морозова подарили наш фестиваль итальянской актрисе Монике Санторо, а ее подарили нам.
Моника училась в Италии в консерватории им. Дж. Россини, окончила факультет иностранных языков в г. Урбино. Десять лет назад приехав в Россию, окончила актерский курс СПбГАТИ и поступила в студию при труппе театра «Мастерская Петра Фоменко» в Москве. Она прекрасно поет, играет на флейте, пикколо, трубе. К нам она приехала с замечательной программой итальянской музыки 60-х годов прошлого века. В музыкальный ансамбль входят Юля Саитова (фортепиано), Лада Морозова (скрипка, мандолина), Иван Вакуленко (гитара) и Александр Федичкин (организация и техническая часть). Сказать, что ансамбль покорил публику, это ничего не сказать. Крики «Браво!» не смолкали. «Мы вас не отпустим!» – кричали зрители с мест. И долго не отпускали. Хотелось сидеть так целую вечность и «без конца» (так концерт и назывался) наслаждаться музыкой, красотой, молодостью и талантом.
Не хотелось отпускать и наш фестиваль, в который раз покоривший наши души, принесший столько сладостных минут. Спасибо за это директору музея Л.К. Готгельфу и всему коллективу. Музеи живы, когда в них приходят люди. Они живы нашей памятью об ушедших эпохах. Эта незримая нить соединяет наши души между собой и здесь, на земле, и с предыдущими поколениями. Слава тем, кто музеи создает, кто их сохраняет для нас и будущих поколений, кто связывает нас этой живительной нитью любви и дает нашим душам возможность соприкоснуться с великими душами, чтобы мы трудились над своими и становились лучше и чище. Все мы единое целое, и любовь от одного переходит к другому.
О. СЕМЕНОВА.

 
По теме
28 марта в детском дошкольном учреждении №22 «Ромашка» состоялось подведение итогов конкурса «Нелетающие птицы».
   В 2024 году исполняется 100 лет со дня рождения  Виктора Михайловича Никонова – гусевского писателя,  журналиста, историка и краеведа, заслуженного работника культуры Российской Федерации,
Во Владимирской области мужчина убил сожительницу за оскорбление - Сетевое издание Владимирские новости В Собинском районе мужчина убил сожительницу за оскорбление Следком и прокуратура по Владимирской области информируют, что в Собинке завершено расследование уголовного дела по обвинению мужчины в убийстве сожительницы.
Сетевое издание Владимирские новости
Коротко о главном - Газета Красное знамя Автор: А. Готко. В администрации Киржачского района. На последнем рабочем совещании, которое состоялось в кабинете главы администрации района Елены Карповой, в повестке дня стояло несколько вопросов,
Газета Красное знамя
27 миллионов за неделю перечислили аферистам жители Владимирской области - ТК Наш Регион 33 За прошедшую неделю сотрудниками органов внутренних дел Владимирской области зарегистрировано 57 преступлений, совершенных в отношении местных жителей с использованием IT-технологий.
ТК Наш Регион 33
Живя в любви и согласии - Газета Красное знамя Автор: Т. Кротова, председатель комитета социальной политики, физической культуры и спорта администрации Киржачского района.
Газета Красное знамя
«Распахнутые двери театра» - Газета Красное знамя Автор: О. Ланская. Ах, театр, театр! Сколько впечатлений и воспоминаний вызывает это слово.
Газета Красное знамя