Парижский триумф барановских ситцев

Фото: www.alexnews.info

2018-й  — это не  только 99-й год музея, но  и  важнейшие вехи истории нашего древнего края: 505 лет царскому кремлю и  240  — городскому статусу Александрова. Эти важные события и  люди, их  предопределившие, непременно станут «героями» ближайших публикаций, потому что «музейная память» Слободы, кроме царской, хранит историю города и  Александровского уезда. В  нынешнем году музей-заповедник обязательно отметит 240-летие города летним выставочным проектом «Душа была щедра и  верою богата». Одно из  центральных мест в  этой экспозиции займут вещи и  документы, рассказывающие о  знаменитых промышленниках Барановых, изменивших не  только жизнь и  облик нашей земли, но  и  прославивших ее  далеко за  пределами Отечества.

Париж. Летний сезон 1889  года. На  Всемирной выставке новая гигантская арка  — Эйфелева башня  — встречает тысячи парижан и  гостей со  всего мира. Выдержав невероятное противодействие, она стала символом города-праздника, Франции и  до  сего дня самой посещаемой и  фотовостребованной достопримечательностью мира. Но  тогда, на  исходе XIX  века, не  башня пленила парижанок, а  барановские шали и  платки из  ярко-красного ситца с  набивным орнаментом, которые были раскуплены в  первые  же дни выставки. Ткань «смородиновый лист» оставила позади все мировые мануфактурные бренды, завоевав «Гран-При», а  российский павильон назвали «русским триумфом».

Ситцы эти выпускали на  мануфактурах купцов Барановых, поэтому назывались, стали знамениты и  известны до  сего дня они как «барановские». Их  удивительную историю с  первой половины XVIII века творили не  менее удивительные люди.

В  1740-е годы Тихон Петрович Баранов из  дворцовой Новоалександровской слободы занялся торговлей холстиной, которую изготавливал сам, а  затем продавал на  ярмарке. Холстину он  производил качественную, за  что и  получил законное разрешение на  право торговли.

Его сын Николай Тихонович Баранов (1743 г.р.) значительно расширил промысел отца. Но  по-настоящему серьезное «дело» и  рождение династии текстильных фабрикантов началось с  Фёдора Николаевича Баранова (1763-1838), уже купца третьей гильдии. Он  понял, что скупать ткани у  кустарей-одиночек и  перепродавать их  гораздо прибыльнее, и  что цветная холстина ценится больше. Скопив небольшой капитал, построил он  красильню, где пряжу и  ткань окрашивали в  синий (тогда  — кубовый) цвет. Рядом устроил небольшую фабрику и  производил простые платки, нанку и  холстину. И  что особенно интересно и  важно: уже в  то  время он  прекрасно понимал преимущества новинок прогресса и  первым в  России купил за  границей бумагопрядильную машину.

Отечественная война 1812  г., разорение Москвы и  страны, потеря рынков свели к  нулю все усилия Баранова, оставив его почти ни  с  чем. Но  он  не  опустил руки, заново начал «дело» и  в  1834  г.  на  берегу реки Серой выстроил фабрику для окрашивания бумажной пряжи в  яркие красный и  синий цвета. В  отдельном помещении ее  отжимали и  сушили, затем отглаживали и  складывали уже на  продажу. Конечно, труд был не  из  легких, условия  — тоже. Насыщенные запахи красок и  кислот буквально пропитывали воздух, освещение керосиновыми фонарями было слабым. И  тем не  менее, продукцию Ф.Н.Баранов выпускал на  славу: высокое качество окраски его пряжи и  тканей было отмечено Серебряной медалью на  Нижегородской ярмарке в  1835  г.

Но  поистине гигантский размах придал производству его сын Иван (1808-1848  гг.), который стал настоящим «новатором и  двигателем» рождения бренда «барановские ситцы», когда в  1846  г.  у  села Карабаново была открыта Троицко-Александровская мануфактура. Крашение кумачей, набивка платков, выпуск рубашечных ситцев произвели настоящий фурор! Для окрашивания в  красный цвет применялся крапп  — красящее вещество, которое добывали из  корня марены (водоросли из  южных стран). Сам крапп, уже в  виде порошка, привозили из-за границы, тщательно оберегая от  воды и  света, поэтому краситель был весьма дорогой. Одна из  деловых поездок Ивана Фёдоровича на  Кавказ оказалась поистине знаменательной, если не  сказать судьбоносной. Оказалось, что марена растет и  в  прибрежных водах Каспийского моря. Предприимчивый Баранов пошел на  риск: он  арендовал небольшой участок земли на  побережье и  попробовал выращивать «свою собственную» марену. И  вырастил! Мало того  — еще разработал и  технологию получения красителя  — высококачественного, яркого, устойчивого и  при этом недорогого. Он  ушел от  «дедовского» способа закрепления краски (выдерживание в  смеси из  навозной жижи и  бычьей крови). Вместо него И.Ф.Баранов ввел использование пшеничных отрубей. В  то  время это было настоящее ноу-хау. Новые технологии принесли фабрике широкую известность и  выгодно отличали от  подобных русских мануфактур.

Качество товара, оригинальная расцветка и  насыщенность цветовой гаммы принесли карабановским ситцам огромную популярность в  России и  далеко за  ее  пределами. Ткани охотно покупали в  Азии, Закавказье, Персии, Афганистане и  даже в  Европе  — Франции и  Англии. Главными конкурентами Баранова были тогда немецкие красильные фабрики в  Эльберфельде, но  качество русских ситцев им  не  уступало. В  1848  г. Ивану Фёдоровичу было пожаловано право изображения на  своей продукции Государственного герба Российской Империи. Это было высочайшим признанием отменного качества товара и  огромных заслуг прогрессивного промышленника.

Современник Баранова  — историк, профессор Московского университета С.П. Шевырев свидетельствовал, посетив Александров в  1847  году: «…И.Ф.Баранов здесь главный двигатель торговли и  промышленности, несмотря на  то, что есть купцы в  Александрове и  богаче его. Он  понял, что Россия в  своих торговых замыслах должна иметь в  виду Европу и  Азию: Европу как образец, с  которым не  только должно сравняться, но  даже его превзойти; Азию, как неисчерпаемый источник для материала, и  как средство для сбыта. Крашенье бумаги и  ситцы  — главное его занятие: промышленность народная, соответствующая потребностям всех классов. Народ наш любит светлые одежды и  яркость красок: красный и  розовый  — его любимые цвета. Промышленник должен применяться к  народному вкусу, если хочет успеха и  выгоды». Надо отметить, что и  жалование у  барановских рабочих намного превышало заработки на  других текстильных фабриках Владимирской губернии. «Хороший ткач получал 12-14 рублей в  месяц, рабочие других специальностей получали 5-7 рублей в  месяц»,  — отмечал Н.А. Песков несколько позже в  записках 1884 года «Фабричный быт Владимирской губернии».

После смерти Ивана Фёдоровича и  его супруги произошел раздел имущества (это разделение привело к  образованию мощного ткацкого «треугольника» Александров-Карабаново-Струнино). Управление александровской фабрикой перешло к  старшему сыну Николаю, а  Троицко-Александровская мануфактура  — к  Александру и  Асафу, которые в  1863  г. основали торговый дом «А. и  А.И. Барановы». С  этого времени мануфактура начинает быстро развиваться и  снова переоснащаться, чтобы идти впереди конкурентов. Начав также с  ручной печати, предприятие перешло к  вытравной машинной и  искусственным красителям, когда ткань предварительно окрашивали, а  вместо краски на  манеры наносили специальный состав, который разрушал цвет нежелательного фона.

Одновременно с  переоснащением братья начинают строительство новых каменных фабричных корпусов. В  1866  г.  в  цехах установили плоскопечатную машину, следом были введены и  другие усовершенствования. В  1873  г. готовится к  запуску новый прядильно-ткацкий корпус, руководство фабрики стремится к  максимальной «механизации» всего производственного процесса. Год спустя впервые опробовали окрашивание искус-
ственным ализарином, результат превзошел ожидания и  его стали применять в  первую очередь. С  1889 года Барановы окрашивали ткани уже только искусственным ализарином с  применением нового щелочного способа вытравки набивных ситцев и  платков с  ярко-алым насыщенным фоном.

Машинная печать привела к  упрощению рисунка, но  зато в  производстве незаменимыми стали новые специалисты  — граверы и  раклисты. Тем не  менее, вкусы и  традиции потребителей непременно учитывались. Характерные и  знаменитые так называемые «огурцы», «бобы», присутствовавшие в  самых ранних платках и  тканях ручной набойки, тематически сохраняются и  при машинном производстве, развивая дальше «растительные художественные» традиции и  «восточные мотивы», многие из  которых были сохранены и  в  двадцатом веке.

В  период этого интенсивного развития братья решили разделить дело. Александр оставил карабановскую фабрику, сначала преобразованную в  «Товарищество на  паях мануфактур Барановых», а  с  1880 года  — в  «Бумаго-прядильную фабрику И.Баранова». Здесь необходимо отметить, что и  совместное дело, и  разделенное производство были очень успешны, о  чем свидетельствуют множественные награды самого высокого уровня. «Товарищество Барановых» было удостоено медалей на  международных выставках в  Лондоне (1862), Москве (1865), Париже (1867), Вене (1873), Париже (1878). Несколько раз мануфактура подтверждала свое право ставить на  изделиях Государственный герб (1870, 1882, 1896). Карабановские ситцы были удостоены высшей награды  — Почетного диплома в  Амстердаме в  1883  г., в  Антверпене  — в  1885  г., а  в  1886  г. —  редкой награды  — Ордена Льва и  Солнца персидского шаха. И, конечно, ткань «смородиновый лист», ставшая открытием Всемирной Парижской выставки. В  1896  г.  к  50-летию фабрики был издан фотоальбом «Троицко-Александровская мануфактура» с  золотым тиснением на  обложке, а  также книга об  истории предприятия. На  тот момент фабрика была одной из  самых крупных и  передовых в  Российской Империи.

В  1875  г. Асаф Иванович Баранов открыл около деревни Соколово свою фабрику (впоследствии она стала градообразующим предприятием г.Струнино). При оборудовании он  использовал совместные с  братом наработки и  ввел самые передовые достижения текстильного производства того времени. Поначалу Асаф скупал суровый холст у  крестьян, красил и  набивал орнамент на  фабрике, поскольку красильно-набивной корпус был построен в  первую очередь. Вслед за  ним возвели ткацкий (1876-1877), а  потом и  прядильный (1881), и  ткачи-кустари перешли работать в  цеха. Пуск прядильно-ткацкой фабрики ускорил расширение и  переоборудование красильно-набивной, для которой закупили машины, промывные и  зрельные аппараты. В  1880  г. было образовано уже акционерное общество «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова».

За  сравнительно короткий срок оно превратилось в  большое производство, не  уступавшее карабановскому. Одной из  первых в  России Соколовская мануфактура заимела собственную электростанцию, газовый завод для производства кислот, завод по  производству касторового масла и  красителей, ремонтные и  граверные мастерские. У  фабрики были даже собственные кирпичные заводы и  пилорамы.

Асаф Иванович сразу  же стал активно осваивать новые рынки в  Центральной и  Южной России, Москве, Средней Азии, Закавказье, Персии, устанавливать деловые контакты на  Ирбитской и  Нижегородской ярмарках. Ткани с  ярлыками «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова» символизировали эталон качества и  вкуса. В  1882  г.  и  1896  г. Асаф получил дозволение ставить на  продукции герб России, его ситцы награждались на  международных выставках: в  Антверпене (1886  г.), Париже (1889  г.), в  Бухаре (1891  г.). А  в  1883  г.  на  Бостонской выставке за  высокое качество фабрике был пожалован Орден Льва и  Солнца персидского шаха. В  1890 году губернский фабричный инспектор В.Ф.Свирский отмечал: «Фабрика Асафа Баранова, благодаря открытому на  нее доступу, стала практической школой русских технологов». Сам Асаф Иванович за  умелое руководство и  заслуги в  деле был удостоен звания мануфактур-советника и  почетной степени инженер-технолога.

Успешные предприниматели-промышленники буквально преобразили жизнь Александровского уезда и  оказали огромное влияние на  развитие Владимирской губернии. Их  ходатайства и  личные средства сыграли ключевую роль, когда решался вопрос о  строительстве железной дороги из  Москвы в  Ярославль через Александров. Отдельная  же ветка на  Карабаново была проложена исключительно на  средства Барановых. Многие поколения местных жителей сохранили память о  широчайшей благотворительности и  меценатстве братьев. Они не  только жертвовали средства малоимущим, погорельцам и  выдавали замуж бесприданниц. Барановы во  всех поколениях были настоящими просветителями, потому что на  свои средства открывали школы для детей фабричных рабочих и  не  только, курсы подготовки учителей, приюты, организовывали и  попечительствовали гимназиям. Постепенно рабочих переселяли из  деревянных бараков в  новые каменные «казармы» (некоторые сохранились до  настоящего времени), уровень и  качество жизни ткачей постоянно улучшались. В  фабричных поселках их  стараниями появлялись больницы, аптеки, богадельня для увечных пенсионеров. А  в  начале  XX века в  Струнино был построен даже театр (!) и  ставились самодеятельные спектакли. Щедро благотворительствовали промышленники на  строительство храмов, уездные и  губернские нужды. Не  скупились оказывать покровительство и  помощь изящным искусствам: Асаф Баранов помог И.В.Цветаеву, выделив 3  миллиона рублей на  постройку теперь всемирно известного Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Были братья активными членами и  софинансистами различных обществ, которые «продвигали» в  отечественную ткацкую промышленность передовые технологии.

Эпохальные политические события конца XIX  — начала  XX веков кардинально изменили Россию и  всю ее  жизнь. Знаменитые барановские мануфактуры трансформировались в  крупнейшие в  России текстильные производства и  работали, сохраняя высокую качественную планку до  конца двадцатого века. (Именно тогда, предвидя сложные годы и  понимая ценность сохранения исторической памяти о  династии промышленников-патриотов, заложенных ими традициях производства тканей, продолженных в  советское время, директору А.С.Петрухно с  сотрудниками музея ценой огромных усилий удалось собрать, сохранить и  скомплектовать коллекцию «барановских ситцев», дав ей  жизнь в  ином экспозиционном формате). И  сейчас, уже в  наш век нанотехнологий, отрадно видеть, как возрождаются из  «перестроечного забвения» и  радуют красками современные реконструкции  — «ализариновые» платки и  ткани, напоминая о  славе барановских ситцев, знаменитой династии промышленников и  щедрых благотворителей.

В  фондовом собрании музея-заповедника «Александровская слобода» удивительная и  теперь уже раритетная коллекция «барановских ситцев» занимает особое место и  дает полную картину особенностей расцветки и  производства знаменитых тканей. Всем без ис-
ключения образцам присущи яркость со  значительным использованием в  основе красного цвета, ситцы поэтому называли «красноземельными». Параллельно существовал и  другой термин  — «ализариновые», по  названию основы красного красителя. Кроме «фирменного» цвета ткани легко узнать по  характерным орнаментам и  рисункам. Исторически так сложилось, что в  них много «турецких» и  «кашмирских» мотивов: здесь и  восточные огурцы (тогда неизвестные в  России перцы), и  бобы, и  павлиньи перья, и  «ковровый» узор. Со  временем эти мотивы трансформировались в  так называемые русские «процветшие огурцы», кончики которых стали украшаться цветами. Тематика Востока преобладает и  в  «барановских» платках первой половины XIX  века. Позже входит в  моду тема цветов и  родной природы в  вышивке, кружеве, декоре фарфора, на  подносах, в  росписи интерьеров. Художники барановских мануфактур тоже стали вводить эти модные тенденции, отражая их  в  набросках и  кроки. Тем не  менее, новые веяния не  повлияли на  особый стиль и  насыщенно-сдержанную многокрасочность барановских тканей. В  фондах «Александровской слободы» хранится гордость всей коллекции  — образец ткани с  названием «смородиновый лист», именно она получила «Гран При» за  «особую прелесть, изящество рисунка» в  Париже.

Значительная часть коллекции  — предметы, сравнительно недавно поступившие в  музей,  — ткани, а  также образцы народного костюма. Различные сарафаны, рубахи, фартуки, головные платки, юбки, платья и  даже «холодайки» сшиты полностью или фрагментарно из  барановских ситцев. Географию их  использования легко проследить по  характерным деталям костюма той или иной губернии: Рязанской, Вологодской, Курской, Пермской.

Весьма значимым и  многочисленным комплексом барановской тематики представлены в  музейной коллекции кроки. (Кроки  — фр. croquis: croquer  — чертить, быстро рисовать; наскоро сделанный набросок, передающий наиболее характерные черты живописного, скульптурного или архитектурного произведения. —  прим. авт.) В  основном, это предметы, датированные серединой XIX  — нач. XX  вв. Заметим, что если первоначально их  закупали за  границей (в  коллекции есть экземпляры с  надписями, тиснением или штампами на  французском языке), то  с  течением времени эту тонкую творческую работу стали выполнять местные самоучки, иконописцы, а  затем и  специально обученные художники. Уровень их  мастерства подтверждают наиболее характерные кроки.

Помимо уникальных тканей и  кроки в  музее хранятся не  менее интересные и  «производственные» предметы. Это набоечные молотки, манеры  — набоечные доски. (Все предметы датированы XIX  веком.) Если говорить коротко, то  процесс состоял в  следующем: в  начале производства рисунок наносился вручную  — накладом на  ткань резных досок  — цветков и  манер. При печатании били по  форме тяжелым молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, отсюда и  термин «набойка» или «набивка». Цветками на  ткань наносили краски, как правило, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур узора набивали манерами. С  развитием машинного производства сложность расцветки начинает постепенно упрощаться, но  цветовая гамма и  стилевое направление рисунка остались традиционными, сохраняя неповторимый художественный стиль знаменитых тканей, часть из  которых хранится в  музейных фондах. Теперь они представляют уже раритетную коллекцию барановских ситцев, которые некогда, став визитной карточкой России и  брендом нашей малой родины, покорили изысканный Париж.

Светлана Смирнова,Светлана Вершинина.
Фото предоставлено музеем-заповедником «Александровская слобода».

 
По теме
Во Владимире показали политическую миниатюру: «Похороны Автоприбора» (Фото) - Progorod33.Ru Политическая акция // фото: Михаил Мойсеянчик "Pro Город" побывал на мероприятии и предлагает вам фотоотчет с мероприятия Активисты политической партии «Коммунистической партии Коммунисты России» провели необычный пер
20.11.2018
Маэстро Зубковскому — 80 - Владимирские Ведомости Большой концерт, посвящённый 80-летию композитора Сергея Ростиславовича Зубковского, прошёл в минувший четверг в «Зале у Золотых ворот» института искусств и художественного образования.
20.11.2018
 
Подведены итоги литературно-краеведческой эстафеты «Для горожан читающих», посвящённой 240-летию Коврова - Администрация г. Ковров В библиотеке №5 на ул. Волго-Донской, 2а завершилась литературно-краеведческая эстафета «Для горожан читающих», посвящённая 240-летию со дня основания города Коврова.
20.11.2018
Владимирская и Московская области укрепляют сотрудничество в сфере культуры - Торгово-промышленная палата 17 ноября в Санкт-Петербурге, в ходе Международного культурного форума, заключено соглашение о сотрудничестве между департаментом культуры администрации Владимирской области и Министерством культуры Московской области.
20.11.2018
 
Эта роза сделана из колбасной шелухи - Уездный город А В Музее истории народного образования имени Л.Д.Коссович работает творческая выставка-продажа «Изюминка».
20.11.2018
"Музыкальную экспедицию" представили на Международном культурном форуме в Петербурге - Владимирские Ведомости Фото: из архива редакции 16 ноября на одной из секций VII Международного культурного форума в Санкт-Петербурге директор департамента культуры администрации Владимирской области Алиса Бирюкова и заслуженный артист России
19.11.2018
 
Сотрудница Владимирского "Киноцентра" стала лауреатом премии имени Луначарского - Владимирские Ведомости Фото: пресс-служба АВО Всероссийскую премию имени Анатолия Луначарского в номинации «Работник киностудии или кинопроката» получила ведущий методист по составлению программ «Киноцентра» Владимирской области Елена Муратова.
19.11.2018
Всероссийскую премию имени Анатолия Луначарского в номинации «Работник киностудии или кинопроката» получила ведущий методист по составлению программ «Киноцентра» Владимирской области Елена Муратова.
19.11.2018
16 ноября на одной из секций VII Международного культурного форума в Санкт-Петербурге директор департамента культуры администрации Владимирской области Алиса Бирюкова и заслуженный артист России Борис Андрианов презентов
19.11.2018
 
17 ноября в Санкт-Петербурге, в ходе Международного культурного форума, заключено соглашение о сотрудничестве между департаментом культуры администрации Владимирской области и Министерством культуры Московской области.
19.11.2018
 
Девушки не плачут - Владимирские Ведомости Один из самых зачетных фильмов года, на наш взгляд. Умный, глубокий, серьезный, непредсказуемый, напряженный и, при этом, очень зрелищный.
19.11.2018
Акция по безопасности на воде - Murom.Ru Сотрудники Муромского пожарно-спасательного гарнизона и Муромского отделения государственной инспекции по маломерным судам в выходные дни провели патрулирования по реке Оке округа Муром и Муромского района.
21.11.2018 Murom.Ru
В Муромском межмуниципальном филиале УИИ УФСИН День правовой помощи детям организовали на базе Булатниковской средней школы совместно с администрацией Муромского района. На мероприятие пригласили старшеклассников, а также осужденных подростков, состоящих на учете в филиале УИИ. - УФСИН 20 ноября во Владимирской области, как и во всех субъектах Российской Федерации, прошли мероприятия в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям.
20.11.2018 УФСИН
Дмитрий Хвостов: «Взяток я не брал ни от кого» - Владимирские Ведомости Фото: с сайта trc33.ru Коллеги из ТРК «Губерния33» сообщают о том, что 19 ноября, в Ленинском районном суде Владимира с последним словом выступил бывший вице-губернатор Владимирской области по строительству Дмитрий Хвостов.
19.11.2018 Владимирские Ведомости
Эта роза сделана из колбасной шелухи - Уездный город А В Музее истории народного образования имени Л.Д.Коссович работает творческая выставка-продажа «Изюминка».
20.11.2018 Уездный город А
Маэстро Зубковскому — 80 - Владимирские Ведомости Большой концерт, посвящённый 80-летию композитора Сергея Ростиславовича Зубковского, прошёл в минувший четверг в «Зале у Золотых ворот» института искусств и художественного образования.
20.11.2018 Владимирские Ведомости
Подведены итоги литературно-краеведческой эстафеты «Для горожан читающих», посвящённой 240-летию Коврова - Администрация г. Ковров В библиотеке №5 на ул. Волго-Донской, 2а завершилась литературно-краеведческая эстафета «Для горожан читающих», посвящённая 240-летию со дня основания города Коврова.
20.11.2018 Администрация г. Ковров
Один из самых зачетных фильмов года, на наш взгляд. Умный, глубокий, серьезный, непредсказуемый, напряженный и, при этом, очень зрелищный.
19.11.2018 Владимирские Ведомости
Фото: www.kinopoisk.ru После двух серий «Kingsmana» Тэрон Эджертон выбился в звезды первой величины и вот, наконец,
19.11.2018 Владимирские Ведомости
Фото: из архива редакции 16 ноября на одной из секций VII Международного культурного форума в Санкт-Петербурге директор департамента культуры администрации Владимирской области Алиса Бирюкова и заслуженный артист России
19.11.2018 Владимирские Ведомости
Восточное боевое единоборство - Гусь-Хрустальный район 18 ноября 2018 года в г. Петушки Владимирской области прошло открытое первенство Петушинского района по восточному боевому единоборству памяти Андрея Катина по спортивной дисциплине Сётокан.
20.11.2018 Гусь-Хрустальный район
IMG 20181116_135308_res - Департамент образования 16-18 ноября 2018 года на базе МБОУ СОШ № 7 и МБОУ СОШ № 40 г. Владимира прошли областные соревнования по волейболу среди команд юношей и девушек 2006-2007 годов рождения.
20.11.2018 Департамент образования
Фото: пресс-служба АВО Представители Владимирской области Дарья Николаева и Роман Ляменов завоевали на Кубке России по спортивной борьбе две золотые и одну бронзовую медаль в дисциплинах «грэпплинг» и «грэпплинг-ги».
19.11.2018 Владимирские Ведомости
Губернатор Владимир Сипягин: «Ставлю областной администрации задачу сделать всё, чтобы спорт стал основой жизни как минимум для каждого второго жителя региона» - Губернатор Владимирской области 20 ноября во Владимире, во дворце спорта «Лидер» спорткомплекса «Торпедо», стартовало первенство России по тяжёлой атлетике среди юношей и девушек до 18 лет.
20.11.2018 Губернатор Владимирской области
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрела жалобу ООО «Агуна» на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по капитальному ремо
20.11.2018 УФАС
В связи с предстоящими работами филиал "Владимирэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" информирует о плановых отключениях электроэнергии в населённых пунктах Гусь-Хрустального района.
20.11.2018 Гусь-Хрустальный район